По умолчанию поиск осуществляется по заголовкам фондов. Для расширения поиска воспользуйтесь "Детальным поиском".
Поиск

Мглинское уездное казначейство Министерство финансов Черниговская казенная палата г. Мглин, Черниговская губерния конец 18 в. - 1920 г.

Номер фонда:

Фонд № 415.
Крайние даты документов 1783–1920
Электронные копии документов отсутствуют

Историческая справка

Центральные и местные органы по распоряжению государственными финансами России в течение XVIII-XX веков неоднократно претерпевали значительные изменения. До административной реформы 1775 года финансы находились в ведении трех коллегий, созданных Петром I в 1718-1721 годах: камер-коллегии, штатс-контор-коллегии, ревизион-коллегии.

Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, руководила сбором податей, пошлин и недоимок, с 1719 года осуществляла проведение подушной ревизии и составляла "ревизские сказки" . Штатс-контор-коллегия заведовала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), назначала рейтместеров (казначеев). Ревизион-коллегия выполняла функции контроля за расходованием средств государственной казны .

На основании "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" 1775 года вместо коллегий в составе Сената были созданы экспедиции, унаследовавшие их функции. На местах финансово-хозяйственные функции сосредоточились в ведении особой группы учреждений, созданных в 1779 году на основании "Учреждения для управления губерниями": казённой палаты - в губернии и казначейства - в уезде. Казенная палата заведовала податным делом, надзирала за налоговыми поступлениями, осуществляла финансовый контроль, ведала источниками доходов: государственными имуществами, государственными, дворцовыми, экономическими крестьянами, винными откупами и подрядами, продажей соли, заведовала казенными зданиями, надзирала за частной торговлей и промышленностью, проводила учетно-статистическую работу по ревизиям - переписям податного населения .

Функции казначейств сводились к следующему:

1. "Собирание государственных доходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое или в Государственный банк. Все эти действия казначейства, как органы исключительно исполнительные, совершали лишь по требованию распорядительных управлений, сами же по себе они не могли производить каких-либо расходов, ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. Казначейства следили за своевременным и бездоимочным поступлением доходов, предоставляя казенной палате сведения о накопившихся недоимках, для понуждения к их уплате. Избыток доходов, против предстоящих расходов уездные казначейства передавали в определенные сроки в губернские казначейства, а последние в государственный банк;

2. Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства Священного Синода), некоторых особых сумм (как кабинета Его Величества, приказов общества призрения и др.), а также общественных и сословных сумм;

3. Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам;

4. Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещан;

5. Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства;

6. Счетоводство по всем доходам и расходам казначейства и предоставление в установленные сроки отчетности, как казённой палате, так и учреждениям государственного контроля" .

7. Проведение переписи податного населения в уезде (ревизии). Всего было проведено 10 ревизий, систематически уточнявших количество "ревизских душ": первая ревизия закончилась в основном к 1724 году, 2-я ревизия была проведена в 1743-1747 гг. (подача же дополнительных сказок продолжалась до 1756 года); 3-я - в 1761-1767 гг., 4-я - в 1781-1787 гг., 5-я - в 1794-1808 гг., 6-я назначена была на май 1811 г., но была прервана в связи с угрозой войны с Францией; 7-я - проведена в 1815-1825 гг.; 8-я - в 1833-1835 гг.; 9-я - в 1850 г. Последняя, 10-я ревизия, была проведена в 1857-1859 гг.

В начале XIX века в связи с заменой коллегиального управления министерским было создано Министерство финансов (1802 год), включившее в свой состав различные хозяйственно-финансовые учреждения. Многие финансовые аспекты находились в ведении Министерства внутренних дел, Министерства коммерции, в Государственном казначействе, вошедшем в состав Министерства финансов в 1821 году в качестве департамента. Одновременно для приема, хранения и отпуска денежных средств было создано Главное казначейство. На местах основными финансовыми учреждениями оставались казенные палаты и казначейства. С 1885 года при казенных палатах стали открываться сберегательные кассы. Установление единства касс в 1863 году повысило значение местных казначейств. Между губернскими и уездными казначействами произошло разделение дел: губернские казначейства превратились в расходные кассы, а уездные в приходные. Последующие изменения в системе управления финансами до 1917 года свелись к частичному перераспределению функций между Министерством финансов и появившимся в 1905 году Министерством торговли и промышленности.

Ликвидированы были уездные казначейства декретом СНК от 31 октября 1918 года .

Аннотация

В состав фонда № 415 вошли следующие виды документов:

­ ДЕКРЕТ ВЦИК, ПОСТАНОВЛЕНИЕ Временного правительства;

­ ПРИКАЗЫ, УКАЗЫ, ЦИРКУЛЯРЫ Правительствующего Сената, Военного министерства, Министерства финансов, Департамента государственного казначейства, Государственного банка, Черниговской казенной палаты;

­ ИНСТРУКЦИЯ Министерства финансов для руководства при взимании налогов;

­ ОТЧЕТЫ Мглинского уездного казначейства, государственной сберегательной кассы № 49 при казначействе, податного инспектора Мглинского уезда, дамского благотворительного комитета ведомства Черниговской казенной палаты по основной деятельности;

­ СПИСКИ служащих уездного казначейства, плательщиков окладных сборов по волостям Мглинского уезда, лиц, пользующихся пособием от казны, священнослужителей Мглинского уезда Черниговской епархии;

­ ЗАЯВЛЕНИЯ жителей Мглинского уезда на открытие торгово-промышленных предприятий, ПРОШЕНИЯ о зачислении на службу в казначейство, РАПОРТЫ служащих об увольнении со службы;

­ ОКЛАДНЫЕ КНИГИ, ГЛАВНАЯ КНИГА Мглинской уездной управы, КНИГИ УЧЕТА поступающих денег и денежных документов, сборов на земские повинности, РАСЧЕТНЫЕ КНИГИ на выдачу пенсий, КНИГА ВКЛАДОВ сберегательной кассы;

­ РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ, дополнительные ревизские сказки дворян, купцов, мещан, разночинцев, казаков, казенных крестьян, временнообязанных крестьян, помещичьих крестьян, дворовых людей, отставных солдат, солдатских жен и детей, лиц, состоящих на почтальонной службе, евреев, цыган;

­ РАСКЛАДОЧНЫЕ ПРИГОВОРЫ сельских обществ Мглинского уезда;

­ ПРИХОДНЫЕ И РАСХОДНЫЕ ЖУРНАЛЫ казначейства;

­ ПЕРЕПИСКА с черниговской казенной палатой об исполнении циркуляров, по основной деятельности;

­ ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ о службе служащих уездного казначейства;

­ ВЕДОМОСТИ о взыскании недоимок по государственному поземельному налогу, на выплату ежемесячного пособия нижним чинам, жалования притчам церквей 1го и 2го округа Мглинского уезда Черниговской епархии.

В составе дел фонда № 415 имеется также копия указа Александра III о восшествии на престол (оп.1 дело № 28), брошюра "Правила по эксплуатации зернохранилищ Государственного банка" (оп.1 дело № 99), правила по ведению делопроизводства в казначействах Черниговской губернии (оп.1 дело № 22), акт описи и оценки строений местечка Почеп земского страхового агента (оп.1 дело № 57).