Белобережское лесничество Брянского и Жиздринского уездов Главное управление землеустройства и земледелия, Лесной департамент Курско-Орловское управление земледелия и государственных имуществ п. Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии пос
Фонд № 341.
Крайние даты документов 19001917
Электронные копии документов отсутствуют
- Опись № 1. Название: Опись № 1 дел постоянного хранения Белобережского лесничества Брянского уезда Орловской губернии, 19001917 гг., единиц хранения: 121
Историческая справка
Государственное управление лесами и лесным хозяйством в России было основано Петром I; его указы 1701, 1703, 1705 годов, инструкция обервальдмейстерам 1722 года, устанавливающая правильное лесопользование, и указ 1719 года, поручавший управление лесами Адмиралтейской коллегии, способствовали выполнению одной из насущных государственных задач - обеспечению кораблестроения достаточным количеством корабельного леса .
В правление Павла I был учреждён Лесной департамент /1798/, как центральный орган управления лесами, вальдмейстеры были заменены оберфорстмейстерами и фортстмейстерами, которые при Николае I были переименованы в ученых лесничих, окружных и губернских ; в 1802 году Лесной департамент был передан в ведение Министерства финансов . С созданием Министерства государственных имуществ /1837/ в его составе был образован Лесной департамент /1843/, в ведении которого находились военизированный Корпус лесничих и Лесной институт . Управление лесами и лесопользование осуществлялись на основе Лесного устава /1802/, который регламентировал деятельность исключительно в отношении государственных лесов и почти не касался частного лесного хозяйства .
Хищническое ведение частного лесного хозяйства, обезлесивание значительных пространств, обмеление рек и засыпание песком больших территорий, вынудили правительство отказаться от принципа невмешательства в частное лесовладение. Изданное в 1888 году Положение о сбережении лесов, которое делило все леса на защитные и незащитные, определяло меры содействия и поощрения к сбережению и разведению лесов, главнейшей из которых являлось освобождение защитных лесов и площадей под искусственными лесонасаждениями от всех государственных и земских поземельных сборов . Право определения лесов защитными или подлежащими сбережению для охранения верховьев и источников рек предоставлялось губернским лесоохранительным комитетам /1888/ на которые было возложено непосредственное охранение лесов в каждой губернии .
С преобразованием Министерства государственных имуществ в Министерство земледелия и государственных имуществ /1894/ с сосредоточением основных задач на улучшение состояния сельского хозяйства, управление казенными лесами и общий надзор за исполнением правил о сбережении лесов продолжало оставаться в ведении Лесного департамента, директор которого являлся и инспектором Корпуса лесничих . Заведывание казенными лесами в губернии осуществляли местные управления земледелия и государственных имуществ, в распоряжении которых находились от одного до четырех старшин и младших ревизоров . Леса в губернии были разделены на лесничества, площадь которых соответствовала территории одного или нескольких уездов, или лишь части уезда; лесничества были поделены на лесные участки, объезды, обходы . Во главе лесничества находился Лесничий и состоящие при нем лесные кондуктора /помощники лесничего/ . В 1894 году лесничим было предоставлено право продавать лес без торгов, снижать его стоимость, предоставлять отсрочку по договорам на местные операции и на содержание казенных оброчных статей, отпускать лес сверх сметы и по безналичной оплате; лесничим было вменено в обязанность составлять ежегодные хозяйственные планы, в которые включались предложения по извлечению доходов, лесовозобновлению, лесоустройству, проведению лесокультурных работ . Лесничие назначались исключительно из лиц, причисленных к Корпусу лесничих; подчинялись управлениям земледелия и государственных имуществ, Лесному департаменту .
Для непосредственного охранения лесов в лесничествах назначались объездчики на каждый объезд и лесники, составляющие лесную стражу, которым помимо денежного, достаточно скудного содержания, на основании Лесного устава отводились земельные наделы, усадьбы и дома; от казны объездчикам и лесникам выдавались ружья; охота разрешалась им только на определенных условиях; пользоваться оружием они могли только по приказанию лесничего и для собственной защиты .
В обязанности лесничеств входило обеспечение рационального использования казенных лесов и проведение государственной лесной политики через лесоохранительные комитеты в частных лесах .
К концу 1913 года объем промышленных лесозаготовок в России вырос до 67 млн. м3, доход от казенных лесов составил 65 млн. рублей или 2% государственного бюджета России, половина лесопродукции шла на экспорт . Бурное развитие лесопромышленности привело к критическому пределу в пользовании лесами, когда природа не в состоянии собственными силами восстановить изъятые у неё ресурсы, что настоятельно требовало проведения лесохозяйственных и лесоустроительных работ; однако, их оказалось явно не достаточно, чтобы нейтрализовать последствия стремительного и стихийного развития лесной промышленности, которое привело к сокращению площадей лесов и замене ценных пород деревьев малоценными насаждениями .
Смена общественно-политического строя России в 1917 году повлекла за собой изменение форм и отношений собственности на леса, что было закреплено одним из первых декретов - Декретом о земле /26-27 октября 1917/ согласно которому земля, все недра земли, леса и воды переходили в исключительное пользование государства . В соответствии с Основным законом о лесах /1918/, заведование лесами возлагалось на технические лесные органы местной власти, которые должны были осуществлять его под контролем и руководством Центрального управления лесами республики, созданного в структуре Народного комиссариата земледелия .
Одним из таких лесничеств являлось Белобережское лесничество Орловской губернии, располагавшееся на территории Брянского и Жиздринского уездов.
Аннотация
В составе фонда № 341 имеются следующие документы:
- циркулярные распоряжения Лесного департамента Министерства земледелия и государственных имуществ, распоряжения Орловской казённой палаты;
- переписка с отделом земельных улучшений Главного управления землеустройства и земледелия, Постоянной водомерной комиссией при Им-ператорской Академии Наук о характере и размерах половодья рек в Бело-бережском лесничестве;
- переписка с Курско-Орловским управлением земледелия и госу-дарственных имуществ о проведении лесоустроительных, лесокультурных, лесоохранительных работ, торгов лесными материалами, о нарушениях Лес-ного устава, о поступлении доходов по лесничеству;
- годовой отчет о работе лесничества в 1913 г.;
- перечетные и оценочные ведомости лесосек, назначенных в руб-ку;
- карты лесничества, планы, планшеты казённых лесных дач, зе-мельных наделов лесников;
- дела о самовольных порубках леса, сенокошении, пастьбе ско-та, о кражах сена и дров, о самовольном проезде по запрещённым дорогам крестьянами сёл и деревень Брянского и Жиздринского уездов. Это основ-ная разновидность документов, вошедших в данную опись.
В состав дел фонда вошли: протоколы осмотра мест лесных пожаров, объявления Лесничего о назначении торгов, ведомости результатов тор-гов, прошения о предоставлении отсрочек по лесным операциям, массовые сортиментные таблицы для Орловской губернии и др.