По умолчанию поиск осуществляется по заголовкам фондов. Для расширения поиска воспользуйтесь "Детальным поиском".
Поиск

Севское уездное казначейство Министерство финансов Орловская казенная палата г. Севск, Орловская губерния посл. четв. 18 в. - 1918 г.

Номер фонда:

Фонд № 121.
Крайние даты документов 1763–1920
Электронные копии документов отсутствуют

Историческая справка

Центральные и местные органы по распоряжению государственными финансами России в течение XVIII-XX веков неоднократно претерпевали значительные изменения. До административной реформы 1775 года финансы находились в ведении трех коллегий, созданных Петром I в 1718-1721 годах: камер-коллегии, штатс-контор-коллегии, ревизион-коллегии.

Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, руководила сбором податей, пошлин и недоимок, с 1719 года осуществляла проведение подушной ревизии и составляла "ревизские сказки". Штатс-контор-коллегия заведовала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), назначала рейтместеров (казначеев). Ревизион-коллегия выполняла функции контроля за расходованием средств государственной казны.

На основании "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" 1775 года вместо коллегий в составе Сената были созданы экспедиции, унаследовавшие их функции. На местах финансово-хозяйственные функции сосредоточились в ведении особой группы учреждений, созданных в 1779 году на основании "Учреждения для управления губерниями": казённой палаты - в губернии и казначейства - в уезде. Казенная палата заведовала податным делом, надзирала за налоговыми поступлениями, осуществляла финансовый контроль, ведала источниками доходов: государственными имуществами, государственными, дворцовыми, экономическими крестьянами, винными откупами и подрядами, продажей соли, заведовала казенными зданиями, надзирала за частной торговлей и промышленностью, проводила учетно-статистическую работу по ревизиям - переписям податного населения.

Функции казначейств сводились к следующему:

1. "Собирание государственных доходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое или в Государственный банк. Все эти действия казначейства, как органы исключительно исполнительные, совершали лишь по требованию распорядительных управлений, сами же по себе они не могли производить каких-либо расходов, ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. Казначейства следили за своевременным и бездоимочным поступлением доходов, предоставляя казенной палате сведения о накопившихся недоимках, для понуждения к их уплате. Избыток доходов, против предстоящих расходов уездные казначейства передавали в определенные сроки в губернские казначейства, а последние в государственный банк;

2. Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства Священного Синода), некоторых особых сумм (как кабинета Его Величества, приказов общества призрения и др.), а также общественных и сословных сумм;

3. Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам;

4. Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещан;

5. Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства;

6. Счетоводство по всем доходам и расходам казначейства и предоставление в установленные сроки отчетности, как казённой палате, так и учреждениям государственного контроля".

7. Проведение переписи податного населения в уезде (ревизии). Всего было проведено 10 ревизий, систематически уточнявших количество "ревизских душ": первая ревизия закончилась в основном к 1724 году, 2-я ревизия была проведена в 1743-1747 гг. (подача же дополнительных сказок продолжалась до 1756 года); 3-я - в 1761-1767 гг., 4-я - в 1781-1787 гг., 5-я - в 1794-1808 гг., 6-я назначена была на май 1811 г., но была прервана в связи с угрозой войны с Францией; 7-я - проведена в 1815-1825 гг.; 8-я - в 1833-1835 гг.; 9-я - в 1850 г. Последняя, 10-я ревизия, была проведена в 1857-1859 гг.

В начале XIX века в связи с заменой коллегиального управления министерским было создано Министерство финансов (1802 год), включившее в свой состав различные хозяйственно-финансовые учреждения. Многие финансовые аспекты находились в ведении Министерства внутренних дел, Министерства коммерции, в Государственном казначействе, вошедшем в состав Министерства финансов в 1821 году в качестве департамента. Одновременно для приема, хранения и отпуска денежных средств было создано Главное казначейство. На местах основными финансовыми учреждениями оставались казенные палаты и казначейства. С 1885 года при казенных палатах стали открываться сберегательные кассы. Установление единства касс в 1863 году повысило значение местных казначейств. Между губернскими и уездными казначействами произошло разделение дел: губернские казначейства превратились в расходные кассы, а уездные в приходные. Последующие изменения в системе управления финансами до 1917 года свелись к частичному перераспределению функций между Министерством финансов и появившимся в 1905 году Министерством торговли и промышленности.

Ликвидированы были уездные казначейства декретом СНК от 31 октября 1918 года.

Аннотация

В состав фонда № 121 вошли следующие виды документов:

- УКАЗЫ, ЦИРКУЛЯРЫ Министерства финансов и Департамента Государственного казначейства, Государственного банка, Департамента окладных и неокладных сборов, Орловской казенной палаты и т.д.;

- ОКЛАДНЫЕ ЛИСТЫ И КНИГИ УЧЕТА сборов на земские повинности;

- РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ помещичьих, государственных, экономических крестьян, малороссиян, однодворцев, дворовых людей, мещан, купцов, отставных солдат и унтер-офицеров, солдатских жён и их детей, церковнослужителей, ямщиков, цыган;

- КНИГИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ казначейства;

- РАСЧЕТНЫЕ КНИГИ пенсионеров, государственного поземельного налога и земских сборов;

- КАССОВО-ПРИХОДО-РАСХОДНЫЕ документы казначейства;

- ПЕРЕПИСКА с Министерством финансов, Орловским отделением государственного банка, Орловской казенной палатой, губернским правлением об исполнении циркуляров, открытии кредитов уездным учреждениям; расходовании специальных средств и депозитов; проведении кассовых и банковских операций, выдачи свидетельств и билетов на право торговли и промыслов и др.

- ФОРМУЛЯРНЫЕ СПИСКИ О СЛУЖБЕ ЧИНОВНИКОВ И КАНЦЕЛЯРСКИХ СЛУЖАЩИХ Севского уездного казначейства;